Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географическая летопись

ОБРАЗ РОДИНЫ

 

Г. Богоявленский

«Знать страну — это значит уметь ее представить себе, закрыв глаза. Всю целиком, объемно и зримо, географически и живописно, в отдельных частях и контурах» (Мариэтта Шагинян). Так мог сказать только писатель и путешественник, хотя под этими словами подпишется любой географ.

В области географии соприкосновение науки с искусством сказывается особенно ярко и плодотворно. На это не раз обращал внимание один из зачинателей советской географической науки Николай Николаевич Баранский, призывавший учителей стремиться к мастерству по-горьковски «рисовать словами», а ученых — создавать научно-художественные географические произведения.

Обращение нашего маститого ученого к Горькому не случайно. С первых же лет Советской власти М. Горький страстно ратовал за единение искусства и науки. Ибо в науке писатель прежде всего видел поэзию борьбы человека за новый подлинно свободный мир, живущий по законам разума и красоты. Недаром Горькому принадлежит идея книги «О том, как наука сделала людей великанами». Такую книгу создал детский писатель М. Ильин. Он же написал и «Рассказ о великом плане», который Горький наряду с «Карабугазом» Паустовского назвал «смелым и удачным опытом» создания для детей и юношества книг о перспективах нашего строительства. Как потом оказалось, это были книги не только для молодежи. Они показывали, как художник может переносить своего читателя в сложный мир знаний, решать вместе с ним специальные вопросы.

М. Ильин говорил: «Дело литературы — видеть весь мир». А в XX веке видеть мир без науки и вне науки стало уже невозможно. Вместе с тем и наука, давно вышедшая за рамки узко специальных интересов, стремится рассказать о себе людям. Ученые и писатели пошли навстречу друг другу. Горький восторгался «Занимательной геохимией» Ферсмана, справедливо считая, что Александр Евгеньевич не только прекрасный популяризатор, но и «подлинный художник», «артист своего дела». (Хотя тогда еще не были написаны ученым его замечательные «Воспоминания о камне».) С помощью таких ученых-художников великий писатель надеялся основать массовый журнал, который знакомил бы рабочего и крестьянина «с богатствами Родины, утилизацией их, с процессом создания новых форм хозяйства».

Горький один из первых обратил внимание на писательский талант дальневосточного исследователя В. К. Арсеньева, который в своих произведениях блестяще сочетал научную достоверность и серьезность с большим изобразительным мастерством. От науки в литературу пришли и агроном М. Пришвин, и уральский фольклорист-краевед П. Бажов, и кандидат географических наук Н. Н. Михайлов, в последнее время выступающий вместе с женой — 3. В. Косенко, Доктором медицины (путевые повести «Американцы», «Японцы»). Профессиональными писателями в молодые годы стали ученые — географ И. М. Забелин, биологи И. И. Акимушкин, И. А. Халифман.

Многих писателей породнили с географией путешествия. Паустовский признается, что «странствовал по географическим картам из атласа Петри» еще в детстве. Пришвин смолоду начал бродить по свету вслед за своим «колобком». Мариэтта Шагинян много лет провела в корреспондентских поездках по стране и до сих пор дарит нас дорожными очерками, поражая подвижностью и наблюдательностью истого путешественника. Бажов долгие годы затратил на походы по родному Уралу в поисках фольклора и только под старость перешел к литературному воплощению собранных богатств.

Странствия — старая традиция русских (да и не только русских, конечно) писателей. На карте путешествий Пушкина, составленной географом П. Померанцевым (1949), линиями маршрутов великого поэта пересечена вся европейская часть страны. Поездка Чехова на Сахалин и его книга об этом острове вызвали восхищение географов, единодушно избравших писателя действительным членом Общества любителей антропологии, естествознания и географии. Кругосветное путешествие потрясло изнеженного, малоподвижного Гончарова и дало миру неувядаемое произведение «Фрегат «Паллада». «Я не знаю ничего лучшего, чем путешествие», признавался И. Бунин, считавший, что странствия сыграли огромную роль в его жизни.

[1]23
Оглавление